Издание: Ведомости 

Ссылка на первоисточник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/568311/shtraf-dlya-magazinov

Розничные сети не смогут штрафовать поставщиков за неполное выполнение заказа больше чем на 15% от его суммы, а сами поставщики смогут штрафовать магазины, если те не приняли товар вовремя

На втором заседании комиссии по применению Кодекса добросовестных практик (см. врез) крупные торговые сети и поставщики договорились, как вычислять штрафы за недопоставленный товар и каким должен быть максимальный штраф. Об этом говорится в протоколе заседания (копия есть у «Ведомостей»).

Несколько лет назад на штрафы ритейлеров для своих контрагентов обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2011 г. она предписала магазинам «Ашан» и «Атак» устранить дискриминацию поставщиков — сети установили тогда штраф на уровне 30% от стоимости недопоставки. В том же году Х5 Retail снизила максимальный штраф за недопоставку с 100 до 50%. Это одна из самых болезненных проблем в отношениях сетей и поставщиков, но жаловаться на ритейлеров поставщики не спешили, боясь, что тот расторгнет договор, объясняли раньше чиновники Минпромторга. В сентябре на первом заседании комиссии ритейлеры и поставщики решили, что штрафы сети должны устанавливать одинаковые для всех своих поставщиков (а если те не привезли товар на сумму менее 5% всего заказа, не штрафовать их вовсе).

Теперь ритейлеры и поставщики договорились, что штраф за недопоставку или несвоевременную поставку должен вычисляться в процентах от общей стоимости недопоставки, но в сумме санкции не могут превышать 15% от стоимости недопоставки, следует из протокола.

В дистрибуционных центрах и розничных точках существует достаточно серьезная проблема с очередями, знает руководитель одного из поставщиков. «Во многих магазинах — как сетевых, так и несетевых — только одна разгрузочная рама, ограничено время привоза, есть часы пик», — говорит он. Несправедливо, когда проблема с очередями перекладывается только на поставщиков, уверен он. Сейчас для небольших поставщиков в некоторых сетях штраф может достигать и 50% от суммы поставки, констатирует один из ритейлеров. В договоре одной из сетей гипермаркетов (документ есть у «Ведомостей») летом 2013 г. значился штраф за недопоставку в 30% от суммы недопоставленного товара, но не менее 15 000 руб. за каждый заказ. В текущем договоре поставки Х5 не раскрывает размера штрафа за недопоставку. На практике получают штрафы в основном «злостные нарушители — недопоставщики или срывающие отгрузку», «но их не много», утверждает представитель X5 Retail Владимир Русанов.

15%-ный порог обеспечит, «с одной стороны, поставщику заинтересованность в работе с сетью, а с другой — гарантирует ритейлеру разумную компенсацию потерь», считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТИлья Якубсон.

Теперь штрафовать ритейлера «за необоснованный неприем и несвоевременный прием товара» смогут и поставщики, говорится в протоколе. В некоторых компаниях такие механизмы уже работают. «Например, нам поставщики могут выставлять штрафы за задержку на разгрузке», — пояснил Якубсон. В X5 Retail предусмотрена ответственность за срыв графика оплаты ритейлером, добавляет представитель сети. Но случаи таких штрафов единичны, признаются оба ритейлера.

Предправления Союзмолока Андрей Даниленко говорит, что ни разу не слышал о возможности для поставщиков штрафовать ритейлеров за что бы то ни было. Закрепление принципа зеркальности штрафных санкций в отношениях между ритейлерами и поставщиками молочных продуктов, относящихся к категории скоропортящихся, будет полезно, главным образом средним и мелким поставщикам, считает он.

КОДЕКС ДЛЯ ДОБРОСОВЕСТНЫХКодекс добросовестных практик, прописывающий четкие нормы в отношениях ритейлер/поставщик, подписали АКОРТ (включает все крупнейшие сети), «Русбренд», «Руспродсоюз» и другие крупные объединения производителей продовольствия. Сейчас сети приводят договоры в соответствие с кодексом.